Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
18
2
2
Uma2rman
На uCrazy 17 лет 10 месяцев
Фотоподборки

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 Кречет


Постановлением Правительства от 2 сентября 1968г. было принято предложение Минобороны и Минсудпрома о строительстве тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) по проекту «1143 Киев». ТАКР проекта «1143 Киев» строились на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев.

Эскизный проект , которому Министерство Судостроительной Промышленности присвоил шифр "Кречет", был рассмотрен и одобрен Минсудпромом и ВМФ в марте-апреле 1969 г. При рассмотрении проекта на Президиуме МСП министр Б. Б. Бутома, не скрывая своих личных симпатий к такому кораблю, назвал его «нашей хрустальной мечтой», «визитной карточкой страны». 22 апреля того же года ВМФ и МСП подписали совместное решение об утверждении эскизного проекта «1143 Киев». По поступившим в ходе рассмотрения проекта предложениям и дополнениям, не предусмотренным утвержденными Тактико-Техническим Заданием и основными Тактико-Техническими Элементами, приняли решения по сокращению объема конструктивной защиты, замене противокорабельного ракетного комплекса "Монолит" более мощным — П-500 Базальт, комплексированию средств радиосвязи, увеличению водоизмещения до 28 000 т. В целях обеспечения закладки корабля в 1970 г. Николаевскому Заводу разрешалось выпустить предварительные заказные ведомости материалов и оборудования, документацию и основные рабочие чертежи по корпусу до утверждения его технического проекта, с последующей корректировкой. Технический проект «1143 Киев» Николаевский Завод разработал в крайне сжатые сроки и представило его на рассмотрение в конце 1969г. Он был утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970г., а уже 21 июля того же года головной корабль заложили на ЧСЗ.


Передняя часть «1143 Киев» как у крейсера и вмещает четыре сдвоенные торпедные установки, две сдвоенные зенитные пусковые установки, одну сдвоенную противокорабельную ракетную установку и башню для 76-мм зенитных орудий.

Ангар вмещает до 35 вертолетов или самолетов и обслуживается двумя лифтами. Корабли типа «1143 Киев» предназначены для размещения истребителей Як-38М. Авиационная эскадрилья состоит из 12 истребителей Як-38М, одного ЯК-38У (учебного) и 15 - 20 вертолетов Ка-25 или Ka-27/28/29. 121 Киев 1976/1993

Спуск ТАКР «Киев» на воду состоялся 26 декабря 1972 г.. Из-за задержки многих поставок и установки ряда новых образцов вооружения, не предусмотренных утвержденным проектом (по дополнительным предложениям ВМФ потребовавшим увеличения объема работ), строительство головного корабля затянулось. Его швартовные испытания провели в октябре 1974 г. - апреле 1975 г., заводские ходовые в апреле-августе, а государственные — в августе-декабре того же года. Госиспытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И. Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ТАКР пр. 1143 А. В. Маринич и зам. генерального конструктора ММЗ "Скорость" К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И. И. Винник. Приемный акт головного ТАКР с авиационным вооружением «Киев» подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний 28 декабря 1975 г.


В июле—августе 1976 г. ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ) совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. За время перехода летчики выполнили 45 полетов. На Севере в августе—декабре 1976 г. на ТАКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса "Базальт", комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976г. Постановлением Правительства в феврале 1977 г. ТАКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ.


В 1977 - 1982 гг. «Киев» неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 г. в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР "Киев", летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 г. в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киев» продолжались до конца 1991 г.


ТАКР «Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР «Минск» посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).


После смерти Д. Ф. Устинова (1984) и увольнения в отставку С. Г. Горшкова (1985) постепенно интерес к Як-38 снизился из-за невысоких тактических возможностей этих самолетов. С 1987 г. их серийное производство прекратили, а в 1991 г. эти СВВП вывели в резерв и стали постепенно утилизировать. Условия базирования ТАКР «Минск» из- за недостаточно развитой береговой инфраструктура флота были неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу ресурса. С начала 1991 г. началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в г. Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято решение о разоружении ТАКР «Минск» и Киев, их исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 г. после торжественной спуска Военно-морского флага они были расформированы. В конце 1995 г. «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл.

Первоначальными планами военного кораблестроения в СССР после постройки тяжелых авианосных крейсеров - Киев и Минск - предполагалось перейти к созданию «настоящих» авианосцев – с самолетами горизонтального взлета и посадки. В этом направлении работали многие открытые и закрытые институты и КБ. Строительство третьего ТАКР было рекомендовано вести с максимальным использованием документации головного корабля, правда, с увеличением численности летательных аппаратов до 30 единиц и отказом от торпедного вооружения (проект 1143М).

Проект 1143М был утвержден в январе 1975 г., а 30 сентября состоялась закладка корабля (заказ С-103) на стапеле “0” Черноморского судостроительного завода в г.Николаеве. Первоначально его предполагалось назвать “Баку”, что соответствовало бы уже установившейся в СССР традиции именовать авианесущие корабли в честь столиц союзных республик. Однако по предложению Министра обороны СССР Гречко, корабль назвали «Новороссийск» - своеобразная реклама широко пропагандировавшемуся тогда в стране «бестселлера» - книги «Малая Земля» генсека Брежнева.


С назначением в 1976 г. на пост министра обороны Д.Ф. Устинова, основные усилия по-прежнему было решено направить «на дальнейшее совершенствование кораблей-носителей самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП)». Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 февраля 1977 г. постройка 3-го ПКР с перечисленными изменениями была утверждена. С введением в действие с марта 1977 г. новой Классификации кораблей и судов ВМФ ПКР «Новороссийск» классифицировался уже как тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). Сокращенный технический проект 1143М был разработан Невским ПКБ (главный конструктор проекта-А.В. Маринич) и представлен на рассмотрение ВМФ и МСП в июле 1974 г.

Несмотря на то, что корабль уже находился в постройке, в его проект продолжали вноситься различные изменения, прежде всего, связанные с принятием летом 1977 г. на вооружение ВМС США новой маловысотной противокорабельной крылатой ракеты Гарпун. Потенциальная возможность в будущем массированного применения этих ракет против советских кораблей вынудила Невское ПКБ осуществить проработки по определению основных направлений модернизации ТАКР проектов 1143 и 1143М с целью повышения их боевой устойчивости. Правда, ничего особенного на уже строящемся корабле сделать не успевали.


26 декабря 1978 года ТАКР «Новороссийск» был спущен на воду. При достройке корабля из-за отставания по срокам разработки и изготовления головных образцов на “«Новороссийск» так и не был установлен ни один из 2-х предусмотренных проектом ЗРС Кинжал. К тому же, отсутствовали на нем и ранее примененные на предыдущих ТАКР ЗРК Оса/Oca-M, а также комплексы «Кортик». В итоге, новый корабль остался вообще без систем ПВО-ПРО ближней дальности (!). Авиаполк «Новороссийск» пришлось по-прежнему комплектовать самолетами “Як-38”. Все это в итоге значительно снижало боевой потенциал нового ТАКР.

14 мая 1983 года ТАКР «Новороссийск» (бортовой № 137) покинул Севастополь и начал переход вокруг Европы в Североморск, куда и прибыл 7 июня. В период временного нахождения корабля в составе Северного флота на нем продолжалась отработка курсовых задач. 17 октября 1983 г. «Новороссийск» начал переход из Североморска вокруг Европы, Африки и Азии ушел к месту постоянного базирования - на Тихоокеанский флот. Но так сложились обстоятельства, что служить ТАКР «Новороссийск» в составе флота довелось относительно недолго.


В 1983 г. СВВП “Як-38” был снят с производства, в связи с началом производства Як-38М (всего выпущено 50 машин), а новый СВВП “Як-41” так и не появился. В итоге, оставшись без самолетов, «Новороссийск» был низведен до уровня вертолетоносца. Но и в этом качестве кораблю послужить не пришлось, а его неприятности, обусловленные целым комплексом объективных обстоятельств, продолжались.

Извечной проблемой ВМФ СССР было обеспечение базирования боевых кораблей. Погоня за экономией в пользу создания новых кораблей привела к тому, что устаревшая тыловая инфраструктура уже не могла обеспечивать базирование всех прибывавших судов. Так произошло и с ТАКР «Новороссийск» на Тихоокеанском флоте.


Корабль был вынужден длительное время находиться на рейде Владивостока и очень быстро полностью выработал ресурсы вооружения, механизмов и оборудования. В то же время, средств на ремонт ТАКР у командования не было. Последний выход «Новороссийск» в море состоялся в мае 1991 года, после завершения усиленного навигационного ремонта на «Дальзаводе».

В итоге, в июне 1993 г. командованием ВМФ России было принято решение о разоружении ТАКР «Новороссийск» и исключении его из состава флота в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. 31 августа 1994 г. он был расформирован и поставлен в бухте Постовая (Совгавань) на отстой, а в январе 1996 г. продан за 4 314 млн. долларов южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Ко» на слом и отбуксирован в п.Чусан (Южная Корея).



ТТХ:
Длина, м 273
Ширина, м 51
Ширина по ватерлинии, м 31
Осадка, м 8
Экипаж, чел 1300
Водоизмещение, т 31900/37000
Полная скорость, узлов 30
Дальность при эконом. ходе, миль 7160/13500
Экономическая скорость, узлов 18
Дальность при полном ходе, миль 7000/8000
Автономность, суток 45

Вооружение:
16 самолетов Як-38.
18 вертолетов Ка-27.

4 х 2 ПУ ПКРК "Базальт" (16)
2 х 2 ПУ ЗРК "Шторм" (96)

2 х 6 ПУ ЗРК "Кинжал" (96)

2 х 2 76,2-мм АК-726 орудия
8 х 6 30-мм АК-630 орудий

1 х 2 ПУ ПЛРК РПК-1 (16 ракето-торпед)
2 х 12 РБУ-6000 (129 РГБ-60)


(Возможно, что НАША авианосная группа смотрится не так внушительно как у американцев, НО смотрелась! А сейчас уже нет...)

все теги
Комментарии15
  1. Oxygen
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    Продали, гады! Зачем? Почему? Давайте ещё наши ПВО продадим!
  2. каманч
    На uCrazy 17 лет 28 дней
    Надеюсь флот поднимется
  3. spyker
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
  4. Splinter
    На uCrazy 18 лет 1 месяц
    Хатю инфу по
    16 самолетов Як-38.
    18 вертолетов Ка-27.
  5. heckfy
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    ничего не скажешь, плохо там щас на флоте... Не смотря на то что не смотрелась, по мощи были практически равны!!!
  6. ZONDA_F
    На uCrazy 17 лет 11 дней
    Одно жаль - страну разграбили и плавать на нем не на что и незачем, Ксению Собчак лучше будут смотреть... ranting
  7. xla
    На uCrazy 17 лет 7 месяцев
    Совпадение.. 19-ого племяннику подарили 3-d паззл с этим авианосцем.. собирал, знаю что там и где)
  8. Буквоед
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    Ведь могли когда хотели, НО и РЕСУРС другой был! dntknw
  9. Zo0m
    На uCrazy 18 лет 9 дней
    Я конечно сцуко патриот и всё такое , но могу сказать с долей обиды и разочарования , что это "судно" , нервно курит в сторонке по сравнению с американским Энтерпрайзом , жалко конечно thumbdown

    Занимательное чтиво , автору спасибо
  10. Шаловливый язычок
    На uCrazy 17 лет 5 дней
    Народ не партесь по поводу того что наши не делают авианосци.Вояки наши разработали стратегию против них по которой уничтожения коробля класса авианосец происходит за 10-15мин максимум.А нам они нах*й не нужны так как у нас ракеты куда хочешь долетят
  11. ABC
    На uCrazy 17 лет 9 месяцев
    Зато у нас подлодки круче thumbup
  12. Bozman
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    Эх, " Новорос"... Службу начинал на нём.. А ещё его называли " Тюрьма народов"!!
  13. DIvanOFF
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    Махины то какие а?!
    ПРИКОЛЬНО! thumbup
  14. Zl
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    мостч
  15. moreman
    На uCrazy --
    Лет 10 по ночам мне снился "Минск". Пока был там - жутко хотелось домой. Вернулся - и жутко захотелось обратно. Обидно за Флот, за Россию! Адмиралы - ворюги распродали. А вообще, как нам там разъясняли, один такой ТАКР может 15 минут вести бой против всего Блока НАТО, ну, а потом - на дно. Так там столько всякого вооружения! Одних "Базальтов"- 16.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}